-->

вторник, сентября 17, 2013

Для вас, родители! Разговаривать с учителем. Как?

  Здравствуйте, уважаемые родители! Вы решили поговорить с учителем ребенка? Но не знаете, с чего начать?
  Предлагаю вашему вниманию авторскую статью главного редактора журнала «Здоровье школьника» (http://www.za-partoi.ru/archives/2013/9/) Аллы Виноградовой «Родители и учитель: сотрудники или соперники?» (№9, сентябрь 2013).
Источник - http://www.7ya.ru/article/Razgovarivat-s-uchitelem-Kak/
 Родительское собрание.
 Зачем вы идете на собрание? Если с намерением узнать все про собственного ребенка, то это ошибка, потому что собрание -  для всех.
Более того, на правильно построенном родительском собрании речь о конкретных детях и их подвигах идти и не должна.
 Цель данного мероприятия - показать каждому родителю, какова обстановка в классе в целом, какие (в целом) проблемы у коллектива, и как эти проблемы можно разрешить. Здесь нужно записывать то, что говорят учителя про особенности возраста, про настроения, царящие в вашем детском коллективе. К сожалению, мамы и папы не всегда понимают, что именно коллектив оказывает на ребенка колоссальное влияние. И если не понять, чем там дышат, то непонятно, что происходит и с вашим.
 И, пожалуйста, не надо при всех задавать учителю вопрос, успешен или неуспешен ваш ребенок. Если нет, расстроитесь вы, если да - кто-то другой.
Тет-а-тет в пустом классе.
 Узнать все, что касается именно вашего чада, можно при личной встрече с учителем. Главная ошибка: мы приходим, когда нам удобно, не договорившись заранее. А ведь назначить встречу можно либо через ребенка, либо по телефону. И - без обид! - учитель не может потратить на вас пару часов времени: нужно готовиться к урокам на завтра, проверять тетради.
 Чтобы разговор был конструктивным... Заранее определитесь - зачем вы идете к учителю (поговорить об успеваемости, о поведении, об отношениях с другими детьми и т. п.). И настройтесь на диалог, а не на выяснение отношений. Прежде всего, задумайтесь сами: в чем причины неуспешности вашего ребенка? Учитель не может знать об ученике всего, что о нем знают в семье. Часто бывает, что дома проблемы, конфликты, а мы спрашиваем учителя, почему ребенок не хочет учиться. 
 Отсюда вывод: учителю обязательно нужно рассказать о проблемах ребенка, его семьи. И дело не только в ссорах между родителями. Не менее важна смена или потеря работы, изменение материального статуса. А также тяжелая болезнь мамы, смерть любимой бабушки, рождение младшего брата/сестры (особенно с большой разницей в возрасте)... Общих требований к ребенку в это время предъявлять нельзя, но без вашей помощи учитель об этом не узнает. 
 Если это учитель средней школы, он не всегда знает, что у ребенка было в начальной: менялись ли педагоги, или с классным руководителем не повезло. Тогда то, что он на данный момент видит в ребенке, сделает его снисходительнее: не виноват, что не научили, - будем учить сами сначала. Разумеется, учитель должен знать, есть ли у ребенка проблемы со здоровьем (и какие именно). Даже мудрый и опытный педагог может не знать, что ребенка обижают за пределами класса, не все ведь происходит у учителя на глазах! Если в семье отношения доверительные, о том, что его обижают, ребенок в первую очередь расскажет родителям, а ябедничать учителю не станет.
 То есть если вы хотите индивидуального подхода к ребенку, ваше дело - этот подход обеспечить. Лишние подробности не нужны: вы идете не высказаться, а совместно с учителем найти решение проблемы.
 Ребенок жалуется...
 Любой родитель должен помнить: дети всегда прикрываются учителями по разным причинам. Папа и мама требуют исключительно пятерок, а ребенок ленится или что-то ему не дается? Не сомневайтесь: в его интерпретации во всем будут виноваты учителя -  придираются, не любят, не объясняют. Дети часто рассказывают дома не то, что было на самом деле, пользуются минутной слабостью, когда учитель повысит голос или скажет резкое слово.
 Не надо после этого с вилами наперевес бежать выяснять отношения! Хотя разобраться в проблеме, конечно, следует.
 Что делать, чтобы весь пар в гудок не ушел? Понимать, какие последствия будет иметь такой разговор. Избитый и поруганный учитель вашему ребенку помочь ничем не сможет. Хороший - заболеет от огорчения, плохой - отомстит. Любая агрессия порождает агрессию, а учителя - тоже люди.
 Даже если вы стопроцентно уверены, что учитель неправ, отправляясь к нему, помните о важных моментах.
 Ни в коем случае не брать с собой ребенка, чтобы тот при всех рассказал, как учитель его обидел. Часто мы имеем дело с уставшими, задерганными, с массой профзаболеваний людьми. Вы не знаете, в каком состоянии пришел на работу учитель, что у него в семье, почему он сорвался... Выяснять, что случилось, как довели учителя до того, что он сказал не то слово, лучше без детских ушей. И даже если учитель абсолютно профнепригоден и неправильно себя ведет, он все равно — старший. И унижать его в присутствии ученика непедагогично. Если вы все же взяли ребенка с собой, спросите учителя, нужен ли он во время беседы. Если нет — пусть подождет за дверью. 
 Диалог надо начинать не с обвинения («Вы виноваты!»), а с себя («Я огорчена, я переживаю»). Тогда больше шансов увидеть раскаяние, получить извинения, наладить обратную связь (а не усугубить конфликт). Законченных негодяев в школе все-таки нет, они там не задерживаются, а право на ошибку имеет каждый. 
 Не переносите на учителя свои собственные детские обиды. Если вас в детстве не любила математичка, у вашего сына вдруг проблемы с математикой — это не одно и то же, и у учителей математики это не видовое. Часто, стремясь защитить ребенка, мы защищаем и оправдываем себя, отыгрываем ситуацию из собственного детства, и разговор становится неконструктивным. 
 Контраргументы «У меня тоже были двойки по русскому (математике), я тоже срывал уроки и бесился на переменах, а теперь смотрите, какой я хороший и сколького добился» неразумны. Тут впору вспомнить, какой на ваши детские «подвиги» была реакция родителей. И что эти проблемы остались в прошлом лишь благодаря заслугам ваших собственных папы и мамы.
Подарки и подношения.
 Миф о том, что без подарков нельзя, порожден самими родителями. Люди, зависящие от подарков, в профессии не так уж часты. Это патология, это исключение.
 Если учитель непорядочный человек, то, благодаря вашим подаркам, он будет закрывать глаза на проблемы вашего ребенка, и это никому на пользу не пойдет. Порядочного же вы, как минимум, поставите в неловкое положение.
 Хотите как-то поблагодарить - сделайте это, когда есть за что сказать спасибо, когда проблема разрешилась. Здесь важен еще и общий тон: подарок не взятка, сунутая постылому, но власть имущему, а знак благодарности. Такие помнятся.
Проблемы с успеваемостью.
Прежде чем выяснять у учителя, за что двойка, попросите ребенка открыть тетрадь (конспект, учебник) и проверьте элементарное знание того, за что «2». Может, и в школу ходить не придется.
Если выставлена колонка двоек, то есть учитель профнепригоден, то по идее надо бы объединиться и попросить классного руководителя о коллективной встрече. Если же родители не объединяются - учите своего ребенка своими силами, а с предметником сохраняйте вежливый нейтралитет. Увы, один в поле не воин. Мы решаем ситуацию с образованием, а не занимаемся воспитанием учителя.
Если двойка справедлива, объясните ребенку: отметка - не попытка его обидеть, а результат его труда. Не оценка личности ребенка, а то, что он заработал на данный момент по данному предмету. Разумеется, он может лучше и больше. Но любая учеба - это труд, а преодоление трудностей - главный момент воспитания, о чем мы забываем. Когда ребенок справится с заданием и исправит 2 хотя бы на 3, ему уже будет чем гордиться.
Если у вас вымогают деньги на частные уроки - первым делом протестируйте школьника у независимого учителя, чтобы понять, насколько все серьезно. Не можете справиться своими силами - берите репетитора, но другого. В порядочных школах запрещено заниматься репетиторством в стенах школы и натаскивать своих собственных учеников (только по настоятельной просьбе родителей и только после того, как им была предложена альтернатива). Если чувствуете, что вашему ребенку навязывают репетиторство, - идите к директору. Ни один директор не возьмет на себя ответственность за чужое безобразие, и виновный будет наказан.
Важно: профессия учителя не относится к сфере обслуживания. Поэтому при любых обстоятельствах разговаривать с педагогом как с проштрафившимся подчиненным по меньшей мере невежливо. Постарайтесь увидеть в учителе единомышленника, и результат вас приятно удивит.
Вот этого точно не надо: 
Спрашивать: «Ну как там мой?» (вы это знаете лучше, чем учитель: у вас ребенок один, у него - много). 
Рассказывать о сыне/дочке «от сотворения мира»: как родился, во что играл, что любит-не любит. Зато конкретные детали приветствуются: добрый, привязан к младшей сестренке, помогает бабушке. А в школе дерется, потому что в начальных классах били его. - Утверждать: «Я лично проверяла, он точно это выучил...» (выучил одно, получил за другое, недоученное). 
 Пытаться лично исправить ребенку ошибки в домашней работе.